суббота, 11 мая 2013 г.

Одиночество Каллисто. Цикл «Страсти по Зене»


Описывается альтернативная трактовка событий (возможно, подтекст) 14 эпизода «Необходимое зло» («A Necessary Evil»).
Пустые глаза узницы со шрамом на лице ловили дневной луч, опустившийся на дно подземелья. Каллисто не позволяла себе уснуть, чтобы не видеть во сне лица сотен убитых ей крестьян, воинов, мужей, детей. Впрочем, голоса неупокоенных, сводившие с ума, она слышала без конца, и бодрствование было похоже на сон. Такая ирония: стольких лишить жизни, но самой обречься на бессмертие. Несколько лун Каллисто пыталась осознать вечность, что ей предстоит быть в заточении, но так и не смогла объять ее разумом и смириться с ней.

Веки смежались все чаще, и впереди возникла первая галлюцинация. Но это была не безымянная жертва - самый заклятый враг вздымался с мечом на готове. Узница не поверила увиденному – это означает, что Зена умерла? Умерла!
Каллисто показалась, сжимая обеими руками кинжал, и выговорила с кровожадной улыбкой:
- Зена, я так рада тебя видеть.
- Каллисто, я здесь не за этим, – гордо ответила женщина.

Внезапно произошло несколько вещей одновременно: Каллисто почувствовала, что это явь, и испытала тупой шок, она также поняла, что перед ней живая Зена и нахлынули ярость и обида. Чтобы справиться с собой, Каллисто откинула кинжал, резко вынула меч из ножен и попыталась взмахнуть им. Но суровый срок неподвижности, физического и морального истощения и, тем более, отсутствия тренировок, дали о себе знать. Зена легко увернулась и зажала в руке шакрам.
- Ты бессмертна, но я могу тебя изувечить. Хочешь провести вечность без головы? – Зена бодро сверкнула голубым глазом.
Каллисто не слышала ее слов, но по тону поняла, что Зена парировала. Тем лучше. Рука не слушалась, и меч просто ходил ходуном от измотанности, удивления и гнетущего возбуждения.
- Ладно. Хочешь говорить – говори. Что такого интересного ты можешь мне сказать?
 Зена победно подходила все ближе, пока ее горло почти ни коснулось лезвия меча.
 - Амброзия. Я знаю, где ее взять. Поможешь найти ее и она – твоя.
Каллисто стояла как вкопанная, неподвижно глядя Зене в глаза. Воин продолжила:
 - Амброзия – «пища богов». У тебя есть бессмертие и ты можешь стать богом, – сделав паузу и вновь не получив ответной реакции, Зена сказала - За Габриэль охотится бессмертная богиня-амазонка Велакса. Помоги убить ее и я…
Внезапно Каллисто громко прервала:
 - Я знаю, что такое амброзия! – и на лице ее почему-то появилась бессильная тоска. Внутри ее происходила целая борьба:

«Дьявол, как ты не понимаешь? Всю мою жизнь я готовилась к мести, но вместе с этим ждала смерти от твоих рук, чтобы забыться от твоих расправ. Теперь я бессмертна, ты победила и предлагаешь мне божественную силу, когда у меня не осталось больше душевных сил на борьбу. Или… Нет, Зена, ты не позволишь на самом деле мне добраться до амброзии. Но поможешь мне…умереть!»
 - Я согласна, – безумно ухмыльнулась девушка. – Но у меня есть условие.
 - Какое?
Каллисто никогда не говорила вслух о главном. И теперь, чтобы не выдать себя, она повернулась спиной к Зене и тихо, будто не своим голосом, произнесла:

- Ты раскаешься за поджог Сирры и моей семьи, - ей хотелось выкрикнуть «передо мной!» и потребовать сожалений здесь и сейчас. – В каждой деревне, где мы будем проходить.
Теперь очередь молчать была Зены. Сердце Каллисто выскакивало из груди, но она справилась с дыханием и обернулась – женщина ждала этого. Взгляд Зены стал нечеловечески твердым, но голос – неожиданно мягок:
- Я давно приняла ответственность за то, что совершила и не смою кровь ни до смерти, ни после.

***
Освобожденная лишь на мгновенье позволила себе насладиться ясным куполом неба и наполнить легкие живительным свежим воздухом. Габриэль не спускала с нее глаз. Этот взгляд был знаком – так смотрели призраки жертв во снах: с болью и обреченностью, оттого, что их отнятые жизни и жизни родных необратимы.


- Отличный денек… для резни, - ухмылка Каллисто не сходила с лица, но в памяти предстали мутные лица.
Габриэль смерила Каллисто презрительным взглядом и обратилась к появившейся из подземелья Зены:
- Ты в порядке?
- Да.
- О, я тоже – саркастически напомнила о себе Каллисто, ощутив необходимость что-то делать, двигаться или говорить, чтобы не смотреть в глаза юной Габриэль, словно вопрошающие: «Зачем ты убила его?» – Спасибо, что спросила, хотя ты никогда обо мне не заботилась.
- Ты здесь. И это была не моя идея.
- Нет, нет, конечно, нет, - у Каллисто не было слов, один хаос и сопротивление в душе. - Как поживаешь, нашла нового мужа? – неприятный комок подкатил к горлу. Тело будто разрывали лошади в разные стороны. Каллисто резала по живому и не могла иначе.
Разъяренная Габриэль ударила Каллисто шестом по лицу, и Зена поспешила остановить ее. С губ вырвалась усмешка и Каллисто просмеялась Зене:
 - Ты не зря ее любишь. Это здорово. Но меня нельзя убить.

Вот справедливость мироздания, Пердикус, иди и смотри! Каллисто знала имя мужа Габриэль, потому что он был одним из назвавшихся гостей в тюрьме призраков, рассказавших свою историю.
Усмешка скатилась в хохот, подкатили слезы и губы задрожали. Со словами «позволь мне», Каллисто обнажила меч (Зена тут же среагировала и взялась за шакрам) и с криком пронзила себе живот. Вынула острие – и рана затянулась.
- Хватит – не выдержала Зена. Но не кровь или бессмысленность происходящего ее поразили. Она смотрела на Каллисто тяжело и пристально, и показалось – поняла, что слезы ее не были оправданы болью ранения.
***
Весь день они шли на восток, не останавливаясь. Каллисто не знала, ведет ли их Зена в пункт назначения, или просто находится в постоянном движении, ожидая нападения Велаксы. Как бы там ни было, под полуденным солнцем было приятно снова задать движение маятнику времени, хоть время обманчиво для бессмертия.

К вечеру трое посетили деревню на холмах. Зена и Габриэль заплатили за еду, а Каллисто, которой пища была ни к чему и не желавшая проводить с ними время без необходимости, ушла на небольшую тренировочную площадку неподалеку, обустроенную самодельными манекенами и мишенями. Сила будто не покидала ее, но четкость движений была нарушена. Каллисто пыталась сосредоточиться под интересующимися взглядами мужчин.
Зена пришла позвать ее, но, остановившись, наблюдала за ее взмахами и движениями, очевидно, размышляя о предстоящей схватке с могучей амазонкой. Простолюдины не отвлекали Каллисто, но, под импульсом раздумий Зены, она обернулась.
- Пойдем, - сказала Зена. Долго оставаться в деревне она не хотела, ведь с каждой минутой присутствия тут подвергала опасности жизни мирных селян. Но обещание было дано.

Габриэль по просьбе Зены собрала народ в центре деревни и, когда Зена вышла на помост, любопытные еще прибывали. Она заговорила:
 - Меня зовут Зена. Некоторые называют меня королевой воинов, другие – убийцей. Много лет назад была деревня под названием Сирра. Такая же, как ваша: маленькая, щедрая… пока не пришла моя армия, пока не пришла я и не уничтожила ее. По моему приказу воины сравняли Сирру с землей. Сожгли дома. Убили всех до одного. Всё было уничтожено, включая душу одной невинной девочки, которой никогда не вернуть своего детства и не узнать, что судьбы готовили ей».

Голос Зены наливался горечью. Часть собравшихся была напугана и слушала издалека. Иные задумчиво смотрели с осуждением на лицах или ненавистью, недоумевая, зачем здесь появилась эта женщина и желая поскорее ее ухода. Каллисто стояла в толпе, и ей хотелось слушать эту исповедь из укрытия, где можно громко взвыть и перевернуть всё вверх дном. Но она сама хотела заглянуть Зене в глаза. Каллисто широко смотрела вперед и была парализована от переживания скорби, которую впервые ощутила вместе со своим палачем.
Габриэль посмотрела на Каллисто, пытавшуюся скрыть свои чувства и оттого сотрясаемую изнутри. Зена спустилась:
 - Пошли
Каллисто не сразу двинулась с места, наблюдая за тем, как равнодушные люди расходились по своим делам. Раньше бы она без промедления выхватила меч и снесла столько голов с плеч, сколько смогла.

***
На следующий день они выбрали боевую базу – горное ущелье, где решили остановиться в ожидании Веласки. По плану, Каллисто должна была биться с ней, пока Зена не обрушит сверху камни.
Но когда явилась Веласка и пришла очередь действовать, Каллисто увидела, что новообращенная богиня не сможет убить ее, но она достаточно могущественна, чтобы заключить с ней адов союз, испепеляя свое прошлое новыми деяниями, и попыталась переманить амазонку на свою сторону. Но Веласка не поверила Каллисто и отбросила ее мощным столпом света.

Вмешалась Зена и приняла бой с Велаской на себя. Но воин могла лишь задержать безустанную богиню. Все было почти кончено. Время словно остановилась, и Каллисто увидела поверженную Зену и кровавый поход с новым союзником. Неожиданно для себя она скрестила меч с Велаской и действовала по задумке - они одолели богиню.
Все переглянулись, молчаливо осознав произошедшее. Каллисто отдавала себе отчет, что все ее действия были импульсами, и не до конца понимала себя.
 - Мы ее задержали, - Зена тяжело дышала. – Но она вернется, поспешим.

На ночном привале Зена отправилась исследовать местность и найти новое место для схватки, когда Веласка вернется. Каллисто сидела в позе варвара напротив Габриэль у костра и затачивала меч. На лице ее не было свойственной ей ухмылки, взгляд был упрям и диковат.

Каллисто поняла, что побудило ее спасти Зену. Там в ущелье она представила мир, в котором вновь собрала армию и продолжила кровавые расправы. С богиней-союзницей или нет – без Зены это не будет иметь смысла. Больше будет некому мстить и доказывать превосходство. А Зена не удивилась ее предательству, но делала ставки лишь на амброзию.
Габриэль поглядывала на Каллисто и решилась на вопрос:
- Можно тебя спросить?
- Давай – отрешенно ответила Каллисто, не отрываясь от работы.
- Когда мы были в деревне, и ты слышала признание Зены про Сирру, ты что-нибудь почувствовала?
- О, боже, ты пытаешься меня понять – тихо и спокойно сказала Каллисто.
- Ответь. Или ты боишься?
Каллисто подняла голову:
 - Что я почувствовала, когда Зена призналась в своем преступлении? Дело в том, Габриэль, что я ничего не чувствую. Все мои чувства мечутся в беспорядке. Вспомни себя ребенком, когда ты знала свою мать и сестру, и когда смысл твоей жизни был лишь в них… а теперь убей их.
Габриэль с сожалением закрыла глаза. Но Каллисто уже обуяла алчная мстительность и она заговорила: «Долго умирал твой муж?» Габриэль несчастно улыбнулась и убежала в сердцах. Пока Каллисто рядом, она всегда будет осквернять память о Пердикусе и напоминать прежней Зене.

Зена вернулась и проводила взглядом исчезающую Габриэль.
- Что это с ней? – подозрительно спросила она.
Каллисто безразлично пожала плечами. Зена присела и воодушевленно произнесла:
- Я придумала, как победить – мы навяжем Веласке свою игру.
- Ты мне доверяешь? Ты не обиделась на предательство? – Каллисто перестала ухаживать за мечом и вцепилась в него.
Зена уверенно улыбнулась и внимательно взглянула на нее:
- Я верю тебе, потому что тебе нужна амброзия, а твое предательство не было неожиданностью. Теперь вы с Велаской враги.
Эти слова, не сильно далекие от истины, были нужны Каллисто и успокоили ее. Если бы предательство состоялось, пища богов и впрямь не помешала бы. Каллисто приготовилась слушать, подавшись из своей напряженной позы всем телом вперед. Зена же, напротив, спокойно выпрямилась.
- В горах есть каньон. В нем руины и река из лавы.
- Руины сдержат ее силу, нам надо сбросить ее в лаву, -  по мере того, как Каллисто выговаривала каждое слово, ее ухмылка росла. – Великолепно!
Зена впервые видела столь просиявшее лицо этого человека. Каллисто заговорила что-то про амброзию, но внутри передвигала тяжелые мысли, будто чугунные плиты:

«Значит, вот какова моя судьба – умереть в лаве. Вся моя семья сгорела в огне, и я положила все силы, чтобы победить Зену. А теперь погибну добровольно, спасая ее и Габриэль. Зена, ты никогда не допустила бы, чтобы амброзия попала в мои руки. А значит, ты приготовилась покончить не только с Велаской».
Зена увидела, как улыбка Каллисто перешла в оскал, а сомнения в глазах – в решительность и обреченность.

***
Через огромную пропасть над бегущей лавовой рекой был протянут старый веревочный мост, который Зена собиралась перерезать, когда Каллисто заманит на него Веласку. Но все случилось иначе. Зена была откинута на противоположную сторону. А Габриэль, сжимающая амброзию, что выпала у Веласки в пылу битвы двух бессмертных, повисла на мосту. Каллисто ринулась на мост, и протянула руку к мешочку с амброзией:
- Отдай!
На мост ступила и Веласка. Габриэль перестала ощущать свои руки и кричала, что больше не может держаться. Быстро проглотив амброзию, Каллисто превратилась в богиню и смогла отражать потоковые молнии Веласки.
- Я больше не могу – умоляла Габриэль, - Зена, режь!
Зена обмотала пояс веревкой и привязала второй конец к столбу.
Каллисто посмотрела на веревку, за которую цеплялась Габриэль, крепко обхватила Веласку и переместила их вес на противоположную сторону и закричала:
- РЕЖЬ!

Каллисто с триумфом падала вниз. Последнее, что она видела – Зену, поймавшую в полете руку Габриэль – они спаслись.

***
Там, где не было ни тела, ни зрения, ни слуха, Каллисто продолжала чувствовать. И это чувство – неупокоение.

***
В мире живых наступила ночь. Каллисто стояла у до боли знакомого алтаря, словно он уже не раз  являлся во снах. Черты здания прояснялись - это храм в ее разрушенной деревне, куда она ходила ребенком. Каллисто обернулась и вздрогнула. Издалека за ней наблюдала Зена – она пришла.
Каллисто вынула меч – ничего не произошло. Она подалась вперед и увидела, что Зена смотрит на нее с теплом, как на Габриэль. Каллисто мучилась, и слезы сами потекли по лицу.
Она бросила меч к ногам Зены и произнесла:
- Бесполезно! Все, что я делала и что делала ты… но боги выбрали тебя. Или… ты и есть полубог..? Маму я видела последний раз в Тартаре. Больше я ее не увижу, как отца и сестру. Это расплата за то, что сотворила я.
- Каллисто, если бы ты узнала меня до того, как начала вершить самосуд. Если бы ты только знала, от чего способны уберечь тебя слезы.
Каллисто опустилась на колени и Зена сочувственно протянула к ней руки.
- попроси прощения, Зена, не перед мертвыми, не перед людьми, им нет дела, не перед собой. Прошу, покайся передо мной!

Комментариев нет:

Отправить комментарий